Методические рекомендации по контентной фильтрации
Методические рекомендации по контентной фильтрации
Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации, совместно с Минкомсвязью России и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с рекомендациями парламентских слушаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 марта 2014 года.
Скачать Посмотреть
Краткий обзор документа:
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон № 4Э6-ФЗ), Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 1Э9-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации »), Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав 12 3 в информационно-телекоммуникационных сетях» и статей 15(1) , 15(2) и 15(3)Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Минобрнауки России провело актуализацию Классификатора информации, не имеющей отношения к образовательному процессу, и переименование его в Перечень видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, согласованный с Минкомсвязью России и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Перечень видов информации).
В соответствии с Федеральным законом № 436-ФЭ (часть 1 статьи 14) должны проводиться организационно-административные мероприятия, направленные на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Рекомендуемый перечень организационно-административных мероприятий для ОУ:
- обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, посредством использования СКФ, а также путем осуществления педагогами визуального контроля работы детей в сети «Интернет»;
- оказание организационной и методической поддержки работникам образовательной организации, в том числе путем их направления на повышение квалификации по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, распространяемой посредством сети «Интернет»;
- содействие проведению автоматизированного мониторинга использования в образовательных организациях СКФ и мониторинга организационно административных мероприятий;
- проведение образовательных и консультационных мероприятий с родителями обучающихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в сеть «Интернет», в частности, при посещении образовательного учреждения;
- внесение отдельного положения в договор об оказании образовательных услуг, предусматривающего запрет использования личных средств связи с выходом в сеть «Интернет» или согласие родителей о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребенку данного устройства при посещении образовательного учреждения.
Ответственность:
В соответствии со статьей 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ руководитель образовательной организации несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.Вместе с тем Федеральный закон № 436-ФЭ не определяет ответственность поставщиков СКФ за ненадлежащее оказание услуги по ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (далее - услуга). В связи с этим рекомендуется в договоре, заключаемом с поставщиком СКФ, указывать ответственность и обязательства поставщика СКФ в виде компенсации понесенного ущерба за ненадлежащее оказание услуги.
Рекомендации по внедрению системы контентной фильтрации на стороне Интернет-провайдера:
Схема размещения контентных фильтров на клиентских станциях, применяемая в существующем решении Минобрнауки России, имеет свои ограничения:
• Отсутствие в образовательной организации персонала или наличие сторонних организаций, способных обеспечить оперативную настройку систем контент- фильтрации. Наиболее актуально данное ограничение для небольших образовательных организаций и организаций в удаленных населенных пунктах;
• Большое число точек настройки. Настраивать контент-фильтр необходимо на каждом компьютере. Ограничение снимается, если контент-фильтры поддерживают массовое автоматическое обновление. Однако, в любом случае, увеличение количества настраиваемых элементов повышает сложность и снижает надежность системы в целом;
• Затруднено оперативное автоматическое обновление настроек всех СКФ на территории страны при изменениях в Классификаторе. Это связано и с качеством и скоростью каналов подключения, и с разницей часовых поясов, и режимами работы организаций, и другими факторами. Кроме того, для автоматического обновления все типы СКФ должны поддерживать единый формат приема Базы данных категоризированных ресурсов;
• При увеличении числа клиентских компьютеров до определенного уровня суммарная стоимость лицензий локальных СКФ может превысить стоимость централизованного решения.
Для снятия данного ограничения рекомендуется внедрить систему контентной фильтрации на стороне Интернет-провайдера либо специализированной организации, обеспечивающей доступ в сеть Интернет для ОО. При этом необходимо обязать Интернет-провайдеров иметь СКФ и предоставлять услугу контентной фильтрации при заключении договоров с целью доступа к сети Интернет образовательных организаций.
Схема размещения СКФ в ОУ
Схема размещения СКФ на стороне провайдера (предлагаемая схема)
Кроме того, будет создан реестр не совместимых с образование ресурсов (НСОР). (Судя по подготовленным документа, за работу реестра НСОР станет отвечать его оператор, которого будет курировать Рособронадзор) В связи с чем, вводятся требования наличие СКФ, работающей с реестром НСОР.
Разработан ряд требований к Интернет-провайдеру имеющему право на предоставление услуг доступа к Интернет в ОУ.
Указанные требования, как минимум, включают:
• требование наличия системы СКФ, зарегистрированной Оператором Реестра НСОР. Технические условия регистрации определяются Оператором Реестра НСОР.
• требования к обеспечению доступности и качества услуги доступа к Интернет.
• идентификация Образовательной Организации, подключаемой к провайдеру Интернет, осуществляется по статическому внешнему IP адресу (адресам), выделенному Организации ("белые" IP-адреса), либо путем регистрации соответствия ОО внутренним статическим IP адресам ( серые адреса) при других способах подключения.